7 апреля 2017
1.JPG
Часто в комментариях после успешных гонок спортсмены выражают слова благодарности в адрес сервисменов. Чтобы лыжи «катили» хорошо, а биатлонисты могли показать всю свою мощь и скорость в ходе по дистанции, им нужен хорошо подготовленный инвентарь. В белорусской сборной этим непростым делом занимается бригада профессионалов – Александр Устинов, Денис Латышев, Алексей Яскевич, Артем Лещенко и Дмитрий Шевченко.

СТАТЬ СЕРВИСМЕНОМ

Профессии «смазчиков» практически нигде не обучают, специальные курсы найти очень сложно, и это немудрено: какой же специалист будет делиться всеми своими профессиональными секретами, которые нарабатывались долгими годами?

Кстати, «смазчики» – это неправильный термин. Правильная терминология – сервисмен. Некоторые даже обижаются, если их называют «смазчиками».

В основном все специалисты сервис-бригады – бывшие спортсмены. К примеру, в белорусской команде работают Александр Устинов и Артем Лещенко, которые в разные годы завоевывали медали на чемпионате Европы по летнему биатлону.

Чтобы стать хорошим сервисменом, нужны большой опыт, чутье и удача. Должно присутствовать «обостренное чувство скольжения», правильного подбора смазки. Однако и накопленные знания необходимо обязательно структурировать и адаптировать к современности. Сервисмены должны постоянно самосовершенствоваться, общаться с другими специалистами, наблюдать за работой коллег и подмечать нюансы.

РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Во время соревнований рабочий день сервисмена в среднем длится 8-11 часов. Выезд на стадион обычно происходит за 4-5 часов до начала гонки.

В первую очередь специалисты определяют план работы на день, который составляется в зависимости от погодных условий и структуры снега. Все данные о погоде сервис-команда получает в режиме реального времени. На хорошее скольжение лыж большое влияние оказывает и специфика трассы – на разных отрезках могут быть свои температура, влажность и, соответственно, разная структура снежного покрова.

Затем начинается подготовка 10-20 пар тестовых и гоночных лыж на трассе. Удивительно, но сервисмены иногда проходят по дистанции за день даже большее расстояние, чем сами спортсмены, – в среднем 20-30 километров! Обычно откатка лыж происходит с напарником, чтобы было лучше сравнивать пары. При этом у откатчиков должна быть примерно одинаковая общая масса тела. Сервисная бригада тестирует структуры, парафины, порошки и ускорители для конкретных погодных условий.

Примерно за 3 часа до старта сервис-бригада начинает подготовку лыж к гонке. В белорусской сервис-команде за каждым специалистом обычно закреплены по 2 спортсмена – представитель мужской и женской сборных. Для каждого спортсмена откатывают 6-10 пар, из которых выбирают лучшую для конкретных погодных условий. Непосредственно перед соревнованиями атлеты прокатывают эти лыжи по трассе, чтобы выбрать лучшую пару для предстоящей гонки. Обычно биатлонист тестирует лыжи с сервисменом, прислушивается к его рекомендациям, но окончательный выбор именно за спортсменом.

2.JPG

По словам специалистов, при активном использовании одной пары лыж ее срок службы составляет около двух лет. При этом бывают случаи, когда лыжи могут служить и в течение 7-8 лет. Такие «вечные» лыжи были, например, у биатлонисток Ольги Назаровой и Людмилы Ананько, которые выступали за белорусскую сборную в середине 2000-х.

Во время гонки сервисмены имеют возможность перекусить и немного отдохнуть. Обычно сервис-бригада помогает тренерам, поддерживает и «подгоняет» биатлонистов вдоль лыжной трассы. Во время эстафеты или гонок с раздельным стартом, при резком изменении погоды сервис-бригада оперативно реагирует и тут же вносит корректировки в подготовку лыж, чтобы последние участники эстафеты или спортсмены с более поздними стартовыми номерами получили максимально хорошее скольжение.

После окончания гонки сервисмены узнают мнение спортсменов о подготовленных лыжах. Сервис-бригада с пониманием реагирует даже на критические замечания биатлонистов и в специальном журнале делает пометку о том, что в подобных погодных условиях данная пара не оптимальна. Это позволяет в дальнейшем минимизировать количество ошибок.

В конце своего рабочего дня в течение 2-3 часов сервисмены занимаются своеобразной чисткой лыж. Этот процесс можно сравнить с девушкой, которая с утра накладывает макияж, используя какие-то свои секреты для достижения лучшего результата, а вечером все это снимает. Так же и сервис-бригада обрабатывает лыжи после окончания гонки, чтобы назавтра можно было заново все нанести.

Бывает так, что сервисмены заканчивают свою работу в 10 вечера. Так происходит, если гонки проходят в вечернее время.

3.jpg

ПОДГОТОВКА ЛЫЖ

Все лыжи хранятся под одним парафином. Слой защитного парафина снимается пластиковым скребком. Затем лыжи хорошо чистятся жесткой щеткой. Обычно она состоит из металлического материала или конского волоса.

Следом по лыжам проходят утюгом с парафином, который после заливки соскребают, а следом наносят еще один слой парафина – уже с добавками. Нужны специальные утюги, в которых каждый миллиметр поверхности разогревается равномерно. Если, к примеру, взять обычный утюг, которым мы гладим белье, ничего не получится, потому что там совершенно другая технология. Обычно утюг разогревается от 80 до 180 градусов.

Затем на лыжи наносятся специальные мази и порошки, подходящие под конкретные погодные условия. Порошок состоит в основном из фтора и еще некоторых материалов. Вся эта работа проводится в маске, чем-то напоминающей противогаз, чтобы не дышать вредными испарениями и защитить организм. В командах сервисменов бывали случаи, когда специалистов увозили в больницу из-за того, что они пренебрегли техникой безопасности во время работы с лыжами.

Затем лыжам нужно дать остыть в течение около 20 минут. Пока эта пара остывает, начинается подготовка следующей, поэтому процесс не останавливается ни на мгновение.

После того как лыжи остыли, начинается финишный этап обработки лыж. В частности, удаляется избыточный слой смазки, происходит ручная накатка с помощью специального приспособления и полировка щеткой. Иногда лыжи также обрабатывают спреем.

На подготовку одной пары лыж к соревнованиям уходит примерно 40-50 минут. Если все было выбрано верно, спортсмен может показать отличный результат в лыжном ходе.

МЕЖСЕЗОНЬЕ

Из-за регулярных сборов и соревнований специалисты белорусской команды не бывают дома по 150-200 дней в году. Отпуск у биатлонных сервисменов обычно проходит в то же время, что и у спортсменов – конец апреля – начало мая. В конце весны часть сервисменов приступает к работе с командой.

В летний период обязанности заключаются в помощи команде. Услуги сервис-бригады необходимы и во время зарубежных сборов биатлонистов в горах, где даже в летние месяцы лежит снег. Однако нагрузка на специалистов не такая большая, как во время активных соревнований.

Василий ПЕРВУНИН для журнала "Биатлон"

Фото Дениса Костюченко


Поделиться: